Кабели и провода: производство и поставки
17:23 «МЕТАКЛЭЙ» примет участие в международной выставке «Проволока-2019/Wire Russia-2019»
15:22 Высокоточный селективный датчик мощности R&S NRQ6 теперь в Госреестре СИ
13:16 Компания «Невские Ресурсы» поздравляет с наступающим праздником
11:12 «ЭЛСИБ» принял участие во Всероссийской конференции «Реконструкция энергетики-2019»

Нужен ли успешному топ-менеджеру MBA

07.12.2018 17:01

Нужен ли успешному топ-менеджеру MBA

В начале ноября Harvard Business Review опубликовал традиционный ежегодный глобальный рейтинг 100 самых эффективных СЕО по итогам 2018 года. Управленцам, попавшим в список, удалось обеспечить стабильный рост бизнеса и эффективно противостоять воздействию внешних факторов. Проанализировав их профили, я обратила внимание, что в первой двадцатке степень MBA имеют лишь четверо, а в сотне — тридцать. Попробуем же разобраться и честно ответить на несколько вопросов об MBA.

Что движет потенциальными аппликантами на MBA?

Периодически к нам приходят кандидаты — взрослые состоявшиеся люди с определенной историей успеха — и озвучивают свое намерение учиться на MBA. Зачем — освоить новые сферы, обрести необходимые управленцу знания, получить билет на руководящую должность, совершить качественный рывок, выйти за пределы своего рынка, наладить международные контакты? Все звучит логично и достаточно аргументировано. Но вместе с тем присутствует и некий эмоциональный компонент — желание вернуться в студенчество и на время "выпасть" из рабочего ритма. И вот здесь нужно очень четко определить, а что же на самом деле толкает нас на программу MBA — рацио или эмоцио?

Профессионалам какого типа может быть нужен MBA?

Многие считают, и небезосновательно, что обладатели степени MBA могут претендовать на бОльшую зарплату. И действительно, согласно рейтингам зарплат, наемные менеджеры-выпускники МБА получают на 8-10% больше профессионалов, такого диплома не имеющих. Более того, в глобальных компаниях их гонорар растет ежегодно на 5-6%. Надо признать, что в каком-нибудь консервативном секторе или сегменте бизнеса МБА, как и 70 лет назад, — это гарантия долгой и успешной карьеры в корпорации до счастливого выхода на пенсию.

Другая категория — собственники бизнеса, которые идут на MBA с целью получить представление о современном глобальном/региональном бизнес-ландшафте, заполнить пробелы (если таковые имеются), разобрать несколько знаковых кейсов. Словом, почерпнуть что-то ценное для себя и с багажом знаний продолжить двигаться своим курсом. Для таких МБА — еще одна плоскость многогранника, возможность смотреть шире и копать глубже. При этом количество людей, которые бы после окончания MBA начинали собственный бизнес, увы, уменьшается. Это говорит о том, что программа дает стратегию и системность, учит планировать и играть по правилам, но никак не развивает способность мыслить out-of-the-box.

Что учитывать при выборе подхода к финансированию MBA?

Глобально, если корпорация направляет сотрудника на обучение в бизнес-школу MBA, это означает, что у неё на него планы. Кандидат рассматривается бизнесом как некий дорогой, но весьма перспективный инвестиционный проект, который насыщают определенными знаниями и навыками и в отношении которого формируют определенные ожидания — на среднесрочную перспективу и измеряемые в денежном эквиваленте.

Или же профессионал принимает решение инвестировать в себя и свое развитие. Очень хороший ход мысли, правильная аргументация. Но о чём надо подумать? Первое, это достаточно дорогостоящее образование, подразумевающее сопутствующие расходы на проживание и питание (если программа за пределами родной страны). Второе, это образование трудоемкое и затратное по времени — речь идет о годе в европейской и двух в американской школе. Эта денежно-временная инвестиция должна быть адекватной следующему запланированному карьерному шагу. И еще один немаловажный аспект, который следует иметь в виду, — на время учебы "студент" полностью выпадает из бизнес-среды, так сказать, ставит свой деловой компас в режим hold и оказывается вне сетки поиска хедхантеров и консультантов Executive Search.

Как определить подходящий формат и программу MBA?

Прежде всего, нужно понимать направление движения, а бизнес-школу выбирать в соответствии со спецификой выбранной индустрии. Если, например, для инвест-банкиров Гарвард является школой №1, следует поступать в Гарвард. Если есть намерение сделать карьеру в консалтинге — надо мониторить школы с соответствующим профилем. Буквально через три месяца обучения на программе MBA, к студентам начинают присматриваться потенциальные работодатели.

В случае если аппликант не хочет выпадать из среды, а продолжать работать на конкретном рынке и строить свою сеть контактов там, он может выбрать местный MBA. Но даст ли местная школа стратегическое видение, необходимые инструменты, кросс-культурные проекты и познания в инновациях и трансформациях? Очень большой вопрос. Скорее, может подойти другая альтернатива — онлайн-образование, доступное сегодня во многих ведущих бизнес-школах, включая топ-десятку.

Является ли MBA синонимом успешности в бизнесе?

Если проанализировать глобальные истории успеха, можно найти достаточно большое количество людей, которые вообще не имели высшего образования и при этом создавали невероятные компании и реализовывали невероятные проекты. Количество таких кейсов говорит о том, что наличие системного образования не предопределяет успех. Поднимать амбициозные проекты позволяет, скорее, определенный набор личностных характеристик менеджера — микс предпринимательства, лидерства, амбиций и желания изменить мир. Увы, такие качества не обрести на MBA, их не даст ни одна школа, ни привьет ни один коуч. Они либо есть, либо нет. Третьего не дано.

Источник

Читайте также