Кабели и провода: производство и поставки
17:23 «МЕТАКЛЭЙ» примет участие в международной выставке «Проволока-2019/Wire Russia-2019»
15:22 Высокоточный селективный датчик мощности R&S NRQ6 теперь в Госреестре СИ
13:16 Компания «Невские Ресурсы» поздравляет с наступающим праздником
11:12 «ЭЛСИБ» принял участие во Всероссийской конференции «Реконструкция энергетики-2019»

Новая Верховная Рада: какой будет коалиция и оппозиция

26.07.2019 11:45

Новая Верховная Рада: какой будет коалиция и оппозиция

Выборы в Верховную Раду Украины состоялись, и на повестке дня появился следующий важный вопрос — формирование парламентской коалиции. Официально результаты выборов еще не объявлены, но завершившийся сегодня подсчет голосов Центризбиркомом, указывает на то, что лидер избирательной гонки — партия "Слуга народа" — получает монобольшинство в Верховной Раде 9 созыва. И здесь варианты развития событий могут быть разные — либо пропрезидентская политсила останется сама по себе во власти, либо пригласит к объединению "младшего партнера", например, партию "Голос", разделив с ней груз ответственности за будущие результаты работы.

Но, несмотря на то, что формирование коалиции — важный аспект для начала работы нового парламента, не менее интересным в сложившихся обстоятельствах является вопрос о том, какой будет парламентская оппозиция и сможет ли она работать. О готовности взять на себя роль "противовеса" власти заявляли как минимум две политические силы — "Европейская солидарность" и "Оппозиционная платформа — За життя". Но на самом деле все не так очевидно.

gsstorebest.ru детальнее разбиралось в том, как будет работать новый украинский парламент.

Монобольшинство или все же нет?

Важность парламентской коалиции сложно переоценить, ведь именно от тех, кто войдет в нее, зависит будущий состав Кабинета министров Украины, а также судьба важных для страны законопроектов. Согласно Конституции Украины, сформировать коалицию новый парламент должен в течение месяца со дня открытия первого заседания. Но это касается ситуации, когда ни одна из фракций не имеет большинства в парламенте. В Верховной Раде 9-го созыва большинство будет у пропрезидентской "Слуги народа" — по предварительным оценкам в результате выборов политсила получает примерно 250 депутатских мандатов, а этого более, чем достаточно для принятия решений. За исключением внесения изменений в Конституцию, когда нужна поддержка минимум 300 народных депутатов.

"Слуга народа" получила более 250 мандатов в Верховной Раде 9-го созыва. Фото: gsstorebest.ru/Алена Владыко

Лидер "Слуги народа" Дмитрий Разумков с момента появления первых экзит-поллов в день голосования и по сегодняшний, когда результаты выборов практически окончательно известны, придерживается мнения, что о коалиции пока говорить рано. Более того, как считает профессор политологии Киево-Могилянской академии, научный директор Фонда "Демократические инициативы" Алексей Гарань, с точки зрения практической политики в создании коалиции для "Слуги народа" нет никакой необходимости. Это даже может быть в некоторой степени и нелогично, ведь политическая сила получила кредит доверия народа, и сейчас ей нужно брать ответственность на себя. Тем более, что запас прочности в виде достаточного количества мандатов это позволяет сделать, говорит эксперт.

Тем не менее, причины для объединения с другими победителями выборов у политсилы все же есть. Таким образом "Слуга народа" может не только обеспечить себе наличие достаточного количества голосов для принятия конституционных изменений и укрепить свои позиции, но еще и разделить ответственность за решения.

По словам Разумкова, "Слуга народа" открыта к диалогу со всеми политическим силами, которые с ней "будут совпадать в идеологических взглядах, в базовом видении развития страны". А президент Владимир Зеленский, в свою очередь, уже пригласил к диалогу лидера партии "Голос" Святослава Вакарчука.

По мнению доцента Киевского национального экономического университета имени Вадима Гетьмана Павла Сацкого, партия "Голос" для "Слуги народа" может быть интересной с точки зрения ее идеологии, имиджевого ресурса, то есть "новых лиц", а также для демонстрации готовности к диалогу и поиску консенсуса. Но еще одним мотивом "Слуги народа" для создания коалиции может стать отсутствие у нее структур на местах и депутатских групп в органах местного самоуправления. Однако этого нет и у "Голоса".

Читайте также: Выборы-2019: ЦИК обработала 100% протоколов

"Партийные структуры на местах и позиции в местном самоуправлении имеют "Европейская солидарность", "Батькивщина" и "Оппозиционная платформа — За життя". Вероятность поиска взаимодействия "Слуги народа" со всеми тремя довольно высокая, в том числе и в парламенте. Однако, это взаимодействие вряд ли будет оформлено де-юре", — говорит Сацкий.

Как отмечает эксперт программы "Международная и внутренняя политика" Украинского института будущего Игар Тышкевич, Зеленский и его команда в парламенте должны работать на поле легитимности своих решений — то есть не только их законности, но и признания обществом. И это значит, что даже при формировании правительства "Слуга народа" должна будет привлекать людей, которые не являются членами ее команды, руководствуясь при этом принципом профессионализма. Более того, при принятии законов Зеленский и его команда должны добиваться солидарного голосования депутатов, которые не представляют "Слугу народа". И в первую очередь речь идет о контактах с "Голосом", некоторыми депутатами из "Европейской солидарности" и "Батькивщины", считает Тышкевич.

Новая Верховная Рада: какой будет коалиция и оппозиция

Лидер "Батькивщины" Юлия Тимошенко. Фото: Facebook партии "Батькивщина"

"При этом, сотрудничество именно с депутатскими фракциями, кроме "Голоса", для "Слуги народа" — токсичное. Если они формально начнут сотрудничать с Медведчуком (Виктор Медведчук — глава политсовета и третий номер в списке "Оппозиционной платформы — За життя" — gsstorebest.ru), что сложно представить, они, в том числе и Зеленский, потеряют поддержку в центре и на западе Украины. Если они начнут сотрудничать с Порошенко (Петр Порошенко — лидер "Европейской солидарности" — gsstorebest.ru) — потеряют центр и восток, если с Тимошенко (Юлия Тимошенко — лидер "Батькивщины" — gsstorebest.ru) — то всю Украину. Соответственно, работа с этими тремя фракциями невозможна в формальной плоскости, но возможна в формате сотрудничества с отдельными депутатами", — говорит эксперт.

По мнению Тышкевича, так или иначе сотрудничество между фракциями в парламенте 9-го созыва будет, но коалиция возможна только в формате, когда базовое соглашение на консультациях сформируют "Голос" и "Слуга народа", а остальным предложат присоединиться к ним.

Еще одна причина, по которой "Слуга народа" может пойти на создание коалиции, кроется в разрозненности самой политической силы, собранной под одним брендом, считает заместитель директора Украинского института исследования экстремизма Богдан Петренко.

"Та их часть, которую сейчас больше всего обсуждают в соцсетях — бывшие ведущие корпоративов и свадебные фотографы — будут голосовать в соответствии с решениями Офиса Президента. Но есть и другие депутаты — и их большинство — те, которые являются чьей-то группой влияния. А конфликты между этими группами влияния могут начаться уже на этапе формирования коалиции и персонального состава Кабмина", — говорит эксперт.

И если так произойдет, то каждая из этих групп получит ту самую "золотую акцию", то есть ни одно решение без согласования с ней не пройдет. И для того, чтобы этого избежать, политической силе нужно иметь "младшего партнера".

"Во-первых, внешний фактор всегда "цементирует" фракцию. Во-вторых, ни у кого не будет "золотой акции" — решения могут быть приняты и без групп влияния. А в-третьих, вторая сила всегда может быть громоотводом для главной силы", — считает Петренко.

По мнению эксперта, таким партнером для "Слуги народа" может стать либо "Голос", либо "Батькивщина". Впрочем, как считает Павел Сацкий, взаимодействие "Слуги" с этой политсилой может быть только тактическим, поскольку фактическое условие коалиции, которое так или иначе озвучила "Батькивщина" — премьерство Юлии Тимошенко — неприемлемый вариант для пропрезидентской партии.

По мнению главы Центра политических студий и аналитики "Ейдос", члена совета Реанимационного пакета реформ, главы общественного совета Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции Виктора Тарана, единственный вариант для "Слуги народа" — объединиться с "Голосом" для того, чтобы публично разделить политическую ответственность за изменения, которые будут происходить в стране. Тем не менее в вероятности создания такой коалиции эксперт сомневается — поскольку у "Голоса" не будет "блокирующего пакета голосов" на принятие решений в коалиции, то и в саму коалицию политсила Вакарчука вряд ли пойдет.

Лидер "Голоса" в свою очередь уже сообщил, что политсила к переговорам с большинством партий, которые победили на выборах, готова. Но для начала, как заявил Вакарчук, необходимо будет проверить четыре принципиальных вопроса: движение Украины в Европу, ЕС и НАТО; принцип равенства всех перед законом и неотвратимости наказания; экономика без олигархов и спуск депутатов "с неба на землю".

Новая Верховная Рада: какой будет коалиция и оппозиция

Владимир Зеленский пригласил Святослава Вакарчука к диалогу о сотрудничестве. Фото: Facebook партии "Голос"

Что же касается вероятности объединения "Слуги народа" с другими фракциями в парламенте, то, по мнению Тарана, она чрезвычайно низкая. При этом, как отмечает Богдан Петренко, если провластная партия в конечном итоге не пойдет на создание коалиции, последствия такого решения для нее будут проигрышными. Так, поскольку вся ответственность за происходящее будет лежать на президенте Зеленском, рейтинг "его" политсилы может обвалиться, говорит эксперт.

Такая разная оппозиция

В вопросе формирования парламентской оппозиции важно понимать, что на законодательном уровне такого понятия не существует — то есть если формирование коалиции регулируется нормами закона, то оппозицией в парламенте провозгласить себя может любой его член (кроме тех, кто входит в коалицию — gsstorebest.ru). В сложившейся ситуации ее деятельность не регламентируется, а права законодательно не защищены. И это означает, что выполнять главную функцию — контролировать власть — оппозиция не может, говорит Виктор Таран.

Еще до выборов о намерении быть в оппозиции к "Слуге народа" и потенциальным участникам коалиции с ней заявляли "Оппозиционная платформа — За життя" и "Европейская солидарность". И если позиция первой политсилы вполне очевидна и основывается на идеологических принципах, то в "ЕС" пока резких заявлений об уходе в оппозицию не делают. Наоборот, представители партии утверждают, что будут поддерживать проевропейские и проукраинские инициативы "Слуги народа" и ее сторонников.

Новая Верховная Рада: какой будет коалиция и оппозиция

"Европейская солидарность". Фото: Facebook партии "Европейская солидарность"

Тем не менее, глава Комитета избирателей Украины Алексей Кошель прогнозирует, что оппозиций в парламенте будет две — пророссийская, то есть "Оппозиционная платформа", и проевропейская — "Европейская солидарность". Причем к политсиле Порошенко может присоединиться "Голос" Вакарчука и ситуативно "Батькивщина".

Как отмечает Алексей Гарань, оппозиция в Раде может быть представлена не только пророссийским флангом, но и тремя условно постмайданными политсилами — "Европейской солидарностью", "Батькивщиной" и "Голосом". И у последних, по мнению эксперта, должно быть представительство на уровне руководства Верховной Рады и в парламентских комитетах.

Более того, несмотря на то, что законодательно такое распределение не закреплено, традиция выделять должности оппозиции существует с 1990 года, говорит Гарань.

"Поскольку у "Слуги народа" большинство, то от них будет зависеть, как будет осуществлено это распределение. Но я думаю, что как раз в этом вопросе команда Зеленского должна показать, что она учитывает интересы и других политических сил, что она готова к диалогу, к распределению парламентских комитетов, и это, я думаю, стоило бы сделать", — отметил он.

При этом, по мнению эксперта, в руководстве Верховной Рады, например, на посту вице-спикера, не должно быть представителей "Оппозиционной платформы", поскольку такая ситуация будет токсичной для "Слуги народа".

Новая Верховная Рада: какой будет коалиция и оппозиция

"Оппозиционная платформа — За життя". Фото: Facebook партии "Оппозиционная платформа — За життя"

Впрочем, как отмечает Игар Тышкевич, в некоторых вопросах пророссийская и проевропейская оппозиции, которые не намерены сотрудничать, могут действовать не так уж и разрозненно.

"Формально объединенной оппозиции в Украине нет. Но будут очень интересные совпадения. Например, информационные атаки на "Слугу народа" и Зеленского будут начинаться и вестись одновременно с одной стороны с позиции пророссийских сил медиагруппы Медведчука, с другой стороны — с позиции медиагруппы Порошенко. И это будут совпадения не только по времени, но и тезисные", — уверен Тышкевич.

Своеобразной может быть и оппозиционность "Батькивщины". Так, для Юлии Тимошенко будет удобна своеобразная негласная оппозиция — то есть формальное провозглашение поддержки действий власти, но, при этом критики решений, которые будут касаться социальных вопросов, цен, уровня жизни и тому подобного, считает эксперт.

В вопросе с оппозицией есть еще один нюанс — ее способность эффективно работать. По мнению Алексея Гараня, в сложившейся ситуации "Слуга народа" может попросту ее игнорировать.

"Учитывая ту ситуация, которая есть сейчас, "Слуга народа" вообще может игнорировать оппозицию и проводить любые решения, которые она считает нужными… Но очевидно, что при таких условиях функция оппозиции — это критиковать, предлагать альтернативу. А как это может повлиять на позиции "Слуги народа", на проведение законопроектов, уже зависит в том числе и от мобилизации общественного мнения и так далее. На самом деле здесь есть риски, потому что "Слуга народа", имея такое большинство, может вообще игнорировать оппозицию", — говорит эксперт.

Исправить ситуацию, по мнению Виктора Тарана, могло бы принятие закона про оппозицию, который бы определял принципы ее формирования, права, закреплял ее контролирующие функции и те должности, которые должны занимать ее представители. Подобный закон депутаты предыдущего созыва рассматривали, но принят он так и не был. И сейчас, если новый состав Верховной Рады тоже не урегулирует работу оппозиции на законодательном уровне, можно будет утверждать, что действующую власть никто не контролирует. А это, в свою очередь, может привести к угрозе узурпации и авторитаризма, говорит Таран.

Источник

Читайте также