Механическое воспитание материнского чувства: о фильме "Дитя робота"
Австралийское кино
"Дитя робота" — дебютный фильм Гранта Спьютора, созданный в Австралии при поддержке Screen Australia, государственного кинофонда. Ленты из этой страны в украинский кинопрокат попадают нечасто. Впрочем, во время просмотра мысль об австралийском происхождении самобытной камерной научно-фантастической картины вряд ли кого-нибудь посетит.
Ее действие происходит в будущем, после уничтожения человечества, в безликом подземном бункере, оборудованном всем необходимым, чтобы человечество возродить — с помощью специального робота и большого количества готовых к выращиванию эмбрионов. А главные роли играют актеры, которых с Австралией не связывает ничего, кроме съемок, — молодая датчанка Клара Ругаард и американка Хилари Суонк.
Самое важное в Telegram
От Sundance до Netflix
Интерес к картине и ее признание тоже с самого начала были не только австралийскими. В этом смысле, "Дитя робота" являет яркий образец современного жанрового кино, не знающего границ. Главное для такой ленты — оригинальный, непохожий ни на что замысел, а с этим у "Дитя робота" — все в порядке. В 2016 году его сценарий даже попал в так называемый "Черный список" — перечень наиболее интересных, по мнению голливудских продюсеров, киноработ, которые еще не были сняты.
Премьера картины, оправдав выданные ей авансы, с успехом прошла в январе 2019 года на американском фестивале Sundance, после чего права на ее прокат в Северной Америке купил Netflix. До этого он приобрел права на фильм и для нескольких других стран. В отличие от Украины, в них фильм вышел сразу на "малых" экранах. Что, пожалуй, не пошло ему на пользу. Все же историю, рассказанную Грантом Спьютором, лучше воспринимать в темной изоляции кинотеатра — на экране большом.
Идея и ее визуализация
Это связано сразу с несколькими особенностями "Дитя робота". Во-первых, чрезмерной неспешностью повествования, которая растягивает его почти до двух часов, достаточно долго готовя зрителей к первому (хорошо, что не единственному) всплеску сюжетной активности. А во-вторых, с пристальным вниманием к визуальному решению картины, все же выходящей из бункера на широкий апокалиптический простор, и "Матери" — роботу, который должен "выкормить" новое поколение людей.
Ключевой образ фильма создала новозеландская компания Weta Workshop, трудившаяся в свое время над "Властелином колец" Питера Джексона и "Аватаром" Джеймса Кэмерона.
Weta Workshop наделила "Мать" определенным антропоморфным эмоциональным потенциалом. Собственно, оригинальное название ленты "I Am Mother" ("Я мать") апеллирует именно к нему, одновременно предполагая, что "примерять" роль матери на себя будут пытаться и другие герои — девушка, воспитанная роботом, и женщина, внезапно оказавшаяся на пороге бункера, разрушив сдержанную гармонию самобытной "семьи" и представления девушки о внешнем мире.
Соображая на троих
Необъяснимое появление этой женщины без имени — юную обитательницу бункера, впервые увидевшую другого человека, оно совершенно не интересует — превращает дальнейшие события в своеобразную вариацию любовного треугольника, в котором робот и женщина борются за внимание девушки. Первый склоняет ее остаться, запустив, наконец, полноценный процесс "выращивания" людей из хранимых эмбрионов. Вторая — бежать, уйдя в неизведанный мир других людей, на вольные хлеба.
При этом робот, история которого зрителям к тому моменту уже более-менее известна, в своих реакциях оказывается намного естественней, чем женщина из ниоткуда. Двухкратная лауреат "Оскара" Хилари Суонк играет ее с какой-то горячечной экспрессивностью, пожалуй, понимая, что лишь обжигающий эмоциональный напор способен преодолеть тот зрительский скепсис, который своим появлением и поведением рождает ее персонаж.
Кадр из фильма "Дитя робота"
Клара Ругаард, в свою очередь, создает образ технически подкованной "благородной девицы", которая разрывается между рациональным миром воспитавшего ее робота и новой стихией человеческого общения. Тяга к этому общению (в том числе, учитывая агрессивный характер неизвестной) неочевидна, но актриса, сыгравшая первую главную роль в своей молодой карьере, старательно и без внутренних сомнений передает ее. (К слову, она играет еще в одной премьере этой недели, появляясь в поп-ленте "За мечтой" в роли второго плана).
Игры в поддавки со смыслом
Сомнения — важный элемент восприятия "Дитя робота". Пожалуй, во время просмотра у зрителей они будут возникать чаще, чем у персонажей. Такова цена воплощения оригинальной идеи о "механическом" воспитании материнского инстинкта, не сразу открывающей свою глубину и внутреннюю непротиворечивость.
Долгое время (и попросту долго) на первый план Грант Спьютор выводит обескураживающие лакуны и кричащие несоответствия сюжета. Но в последнем акте своей дебютной картины категорично (и почти убедительно) заполняет и объясняет если не все, то большинство из них. В целом, ему удается не расплескать ее выдающийся потенциал.
Сергей Васильев для delo.ua