Как изменится ивент-рынок в Украине в условиях карантина
Каждый бизнес в Ивент-индустрии вошёл в карантин с разными базовыми параметрами:
➡️ финансовый запас прочности на содержание компании без прибыли;
➡️ размер команды и ЗП фонда соответственно;
Подпишитесь на канал DELO.UA
➡️ кредитные обязательства;
➡️ потери от отмены мероприятий.
Оценивая эти параметры, собственники принимали или не принимали решения о сокращении штата и других операционных расходах.
Мы, например, ещё в момент введения ограничений на мероприятия до 50 человек, прописали для себя 3 варианта развития событий. 1, 3 и 6 месяцев без ивентов.
Безусловно, 1 месяц преодолеть посильно практически всем.
Для сценария на 3 месяца, предполагаю, что сложные кадровые решения примут даже те, у кого есть финансовая подушка. Это связано с неизвестностью, которая маячит на горизонте. Если бы мы точно знали дату, когда все вернётся в привычный ритм, было бы математически легко рассчитать свои силы. Но нет ни единого достоверного прогноза ни про конец карантина, ни про возможности наших клиентов с учетом влияния карантина и на их бизнесы, ни про эмоциональную готовность людей к ивентам после самоизоляции, ни про надвигающийся мировой кризис и его последствия.
Решения о команде всегда даются непросто. И если в спокойный период ты сомневался, ждал, учил, то в кризис приходит ясность взгляда — какие позиции являлись дополнительными по мере роста компании, и ты можешь отмотать пленку назад, отказавшись от них без глобального влияния на бизнес. Какие люди не дают максимальную эффективность и в кризис это непростительная позиция? Какие ЗП в условиях отсутствия загрузки являются завышенными?
Любое решение об оптимизации кадровых ресурсов — это жестко и тяжело для обеих сторон. Но иногда нам приходится их принимать.
О поиске решений
Искать их нужно, даже если разработанный продукт не перекроет вашу былую основную деятельность по своему масштабу и доходу.
Любой интересный формат сейчас — это показатель вашей активности, быстроты реакции, возможность задавать тренды.
Сразу после объявления карантина, мы показали упакованный продукт VR-ивент. В 2019 году мы несколько раз внедряли эту технологию в наши оффлайн ивенты и обладали нужной экспертизой, чтобы быстро сориентироваться.
Уже вечером следующего дня, после первого рекламного поста про VR-Ивент, похожий продукт стали показывать и другие компании. И это нормально. Ведь мы взяли готовое программное решение и просто предложили использовать его в текущей ситуации, дополнив необходимыми функциями. Если таким образом технология VR станет более понятна и доступна для наших клиентов, то в момент возвращения к оффлайн проектам мы только выиграем. Наш рынок будет более готов к использованию технологий в мероприятиях.
Запросы клиентов разделились на несколько типов:
1) отменённые ивенты — те, что были актуальны лишь в этот период и теряют всякий смысл позже
2) отсроченные проекты — работа над ними возобновится, как только станет понятна точка выхода из карантина
3) перспективные проекты — это запросы на будущий период, которые мы все ещё получаем.
Это самая интересная категория.
Во-первых, разработка идей по таким проектам создаёт иллюзию "прежней жизни". Команда трудится, штормит, считает бюджеты и чувствует себя в привычном темпе комфортно.
Однако есть сложный психологический момент. Генерация идей — процесс творческий. И находясь в самоизоляции, муза не спешит к тебе по щелчку пальцев. Нам всем требуется адаптация к новым условиям работы. И погружаясь в придумывание будущего проекта, в какой-то момент ты выпадаешь в пугающую реальность сегодняшнего дня, читаешь сводку про дневной прирост заболевших и умерших в мире, и ощущаешь всю нелепость ситуации — когда ты витал в мыслях про какие-то будущие призрачные проекты.
Однако, клиенты сейчас все чаще обращаются с формулировкой "пока карантин и у вас есть время, давайте планировать на долгую перспективу". И ты используешь этот шанс получить работу на будущий период.
Мы уверены, что все, кто выживут, смогут получить свою добрую порцию проектов.
➡️ HR-ивенты помогут командам вновь обрести чувство единства и причастности к своей компании.
➡️ Клиентские мероприятия помогут возобновить живой контакт с теми, кто приносит доход бизнесам. Например, летом мы проводим множество аграрных событий — Дней полей. Посевы традиционно демонстрируют с конца мая по октябрь. И даже если июнь выпадет из этого сезона, то ближе к осени такие проекты точно будут востребованы.
➡️ Маркетинговые события — всем брендам нужно возобновлять свою коммуникацию с потребителем уже без отсылок на коронавирус.
➡️ Бизнес-ивенты — очевидно, что после такого Чёрного Лебедя, бизнесам есть что обсудить, пересмотреть, и чему поучиться.
Также, очень хотелось бы получить от клиентов поддержку нашей индустрии в это период. Ивент-агентства относятся к малому, изредка — среднему бизнесу. Но мы кредитуем мировые корпорации на срок от 30 до 180 дней. Не имея по факту в нашей стране доступных кредитных продуктов.
Все существующие запасы рынок потратит на то, чтобы преодолеть этот период карантина. У кого-то долговые обязательства только вырастут. А значит возможности обеспечивать миллионные проекты наших клиентов останутся у единиц. Наверное, то как клиенты будут готовы или не готовы пересматривать свои условия работы с агентствами, покажет ценность партнёрства. Если решающим будет цена и готовность к отсрочке, значит креативный бизнес можно переименовывать в "креативные кредиты для ваших мероприятий". Но так как события непосредственно влияют на репутацию компаний, продвижение брендов, рост продаж — значит умные корпорацию будут закупать эффективные Ивент-команды и показывать себя именно с позиции Партнёр-Партнёр, а не Заказчик-Подрядчик.