Давай, до свидания: о хореографической ленте "Давай, танцуй!"
Конкурс ради семьи
Главный герой ленты — талантливый танцовщик Никита (Денис Реконвальд). Стоит ему заслышать ритм и он будто перемещается в иное измерение, где ему все по плечу — и "гопак" сплясать, и соперника отдубасить. Никита приезжает из Славянска в Киев, чтобы победить в танцевальном турнире, получив главный приз — 30 тысяч долларов.
Деньги юноше нужны на оплату операции: его младший брат пострадал во время обстрелов и теперь прикован к инвалидной коляске. Это Никита благополучно рассказывает зрителю сам — голосом за кадром, который сопровождает его с братом танцы на фоне дома, разрушенного войной, семейные проводы и путь в столицу.
Быстрая любовь
Закадровый рассказ позволяет авторам и дальше стремительно вязать сюжет, украшая его романтическим "бантиком". В Киеве юноша, колеся по городу на такси (и в самом деле, не на метро же ехать!), видит мельком девушку (Валентина Войтенко) — и тут же сообщает зрителям, что он в нее без памяти влюбился.
По счастливой "случайности", девушка оказывается "королевой" того самого турнира, в котором он собирается принять участие. И Никита решает ее завоевать. Правда, его попытки долгое время оказываются безуспешными, поскольку:
- он плохо говорит по-украински, а девушка — не всегда четко выговаривает слова (это, снижает ударный эффект раскованной шутки, запускающей их отношения, которая, очевидно, смешно выглядела на бумаге),
- герою противостоит хитрый соперник, ставящий ему палки в колеса, — конкурсант Фил (Роман Чухманенко),
- между молодыми людьми возникает недопонимание на почве их потенциальных сексуальных предпочтений (она считает, что ему — тут авторы советуют смеяться — нравятся парни, а он, что ей — пожилые миллионеры),
- героиню с целью выкупа похищают бандиты, у которых в бассейне — тут тоже можно смеяться — плавает крокодил.
Столичные "Благородные бродяги"
"Давай, танцуй!" — второй фильм режиссера Александра Березаня в украинском кинопрокате за последние полгода. Осенью 2018-го на экраны без особого успеха вышла его музыкальная комедия "Благородные бродяги", герои которой во Львове кануна Второй мировой войны переписывали историю, противостоя карикатурным советским и немецким шпионам.
В новой ленте можно найти схожие карнавальные интонации, высмеивающие все, что можно, и все, что нельзя, и стойкую тягу автора к анекдотам, захлебывающийся восторгом рассказ которых оказывается для него важнее создания художественного целого.
Только теперь весь этот "балаган" то кочует современным Киевом, снятым будто для туристического проспекта, то квартирует в напрочь искусственных декорациях площадки турнира, на которой и происходят танцевальные схватки — пожалуй, наиболее удачный элемент 100-минутной картины.
Карикатурные персонажи
Подобное соединение реализма и уже изведанного вымысла, в котором вымысла намного больше, чем реализма, авторы воспроизводят и на уровне персонажей.
В итоге, на экране максимально карикатурно появляются:
- бандит в хлопьях мыльной пены, прикрывающих срамные места,
- таксист с оселедцем и булавой (колоритный Александр Пожарский),
- "рабы" на стройплощадке, скинхеды с татуировками на лице, слепой, похожий на кота Базилио из "Золотого ключика", и наркоман, похожий на образ из анекдотов,
- а еще последние, дореформенные милиционеры в заглохшем "бобике" (Яков Кучеренко и Михаил Федорченко), которые справляют малую нужду на забор недостроенного корпусу Киевского университета театра, кино и телевидения, что на Львовской площади,
- и даже "Ворскла", обыгрывающая "Реал" со счетом 5:1 на "Олимпийском".
Кинематографический долгострой
Хронологически, правда, новый фильм Александра Березаня "Давай, танцуй!" является фильмом "старым", чьи ходульные персонажи должны были появится на экранах еще в 2016 году — задолго до "Благородных бродяг" (что объясняет наличие плохо состарившихся шуток про полицейскую реформу и памятник Ленину).
Съемки картины, инициатором, продюсером и соавтором сценария которой стал Сергей Розвадовский, стартовали в 2015-м, но завершились лишь теперь. Финальная сцена, в которой — на фоне бегущих титров — танцуют победители конкурса, устроенного, чтобы подогреть интерес и гарантировать ленте хотя бы минимальное количество зрителей, и вовсе была "сооружена" накануне премьеры.
Танцы с милицией и в "АТБ"
С содержанием картины ее не связывает ничего, кроме танцев. Но авторам "Давай, танцуй!" это не доставляет ни малейшего дискомфорта, поскольку в фильме вообще немало эпизодов, лишенных повествовательной нагрузки — они выполнят функции плотных юмористических "прокладок" и рекламных пауз.
За юмор несут ответственность в первую очередь упомянутые милиционеры, причем их приключения "выдают" на экран в произвольной хронологии (картина вообще очень вольно обходится со временем). Рекламный же партнер — сеть супермаркетов "АТБ" — удостоился большой бездумной сцены танцев меж торговыми рядами, горячечный абсурд которой создатели могут оправдать объемом выделенной поддержки, а зрители — ничем.
Окольный путь в Европу
Возникает ощущение, что "Давай, танцуй!" функционирует, как своеобразное шоу скетчей, в перерывах между которыми предложены концертные и танцевальные номера — своеобразные музыкальные клипы. Качество юмора тоже весьма своеобразно. Хотя герой в одной из сцен и говорит о том, что мы "идем в Европу", темы для решительно некорректных шуток, скорее, подбирают на постсоветских ухабах.
Начать и не закончить
Это не всегда оборачивается плохо, просто является — как и многое в ленте — свидетельством времени, которое уходит (или уже ушло). Однако, "Давай, танцуй!" — это, все же, не дорогое вино, которое с возрастом становится лучше. Не смотря на годы работы, авторам не удалось полноценно закончить фильм, добившись стройности его деталей (к примеру, Никита, прибывший в Киев без гроша, внезапно становится обладателем роликовых коньков) и главных тем (они связаны с преодолением суеверий и верой себя).
Пожалуй, единственный плюс затянувшегося создания ленты — в том, что ее выход не столь близок к событиям 2014 года. Эксплуатация темы российско-украинской войны, о которой упоминают в завязке фильма, чтобы сразу похоронить, как нечто несущественное и даже несуществующее, выйди он три года тому, воспринималась бы намного болезненней (и отдавала бы не только спекулятивной безвкусицей, но и определенным душком цинизма).
Карта и территория
А так "Давай, танцуй!" просто страдает недугом многих украинских современных работ, авторы которых предполагают, что само по себе публичное оглашение жанрового "клейма" является достаточным условием того, чтобы картина по-настоящему получилась.
Вместо того, чтобы усердно культивировать непротиворечивую, целостную художественную "территорию", на которой действуют живые герои, они просто кидают зрителям "карту", которой те должны усердно пользоваться, чтобы самостоятельно соединить рассыпающиеся эпизоды, разместив в них — строго по жанровой схеме — вырезанных из картона персонажей.