Без дома, вне закона: о драме Наримана Алиева "Домой"
Конкурс без конкурса
Мировая премьера полнометражного дебюта Наримана Алиева "Evge" ("Домой", в переводе с крымскотатарского языка, на котором снят фильм) состоялась в мае в параллельном конкурсе Каннского МКФ "Особый взгляд", где фильм получил позитивные оценки профильных изданий, а украинская — в июле, в Международном конкурсе Одесского МКФ, где фильм получил главный приз, который вручают по итогам голосования зрителей.
В августе Украинский Оскаровский комитет выдвинул ленту на соискание премии "Оскар" в номинации "Лучший международный фильм". Причем сделал это на безальтернативной основе: продюсеры других украинских лент, которые потенциально могли соперничать с работой Наримана Алиева, не стали этого делать, отдав ей первенство без борьбы.
Ловушка "сенсации"
Подобная ситуация безоговорочного признания ленты — и профессионально отраслевого, и кинокритического (в конце октября фильм получил три Национальные премии кинокритиков "Киноколо": за лучший фильм, режиссуру и мужскую роль, исполненную Ахтемом Сеитаблаевым) — еще до того, как большинство зрителей могли с ней ознакомиться, впрочем, может сыграть с "Домой" недобрую шутку, сформировав по поводу картины слишком завышенные — "сенсационные" — ожидания.
Кратко и по делу в Telegram
Хотя, скорее, к этому фильму стоит подходить с долей благодушного снисхождения (как к дебюту), и малознания (как сюжета, так и обстоятельств социокультурного существования ленты), чтобы воспринять тот эмоциональный удар под дых, который Нариман Алиев сходу отвешивает зрителям с экрана, неподготовленным, приняв на себя всю его задуманную мощь. В этом смысле лучшей рецензией на "Домой" является рекомендация просто посмотреть картину, чтобы ее достоинства сами все рассказали, за явным преимуществом победив существующие недостатки, которых она не лишена.
Простая история
Немолодой крымский татарин Мустафа (Ахтем Сеитаблаев) приезжает из аннексированного Крыма в Киев, чтобы забрать на родину тело старшего сына, который погиб на Донбассе, защищая Украину. Он торопится похоронить его согласно мусульманским обычаям. В скорбном пути домой Мустафу сопровождает младший сын (Ремзи Билялов), уехавший из Крыма в Киев учиться и не горящий желанием возвращаться на полуостров — ни на время положенного траура, ни, тем более, навсегда, как того хочет немногословный отец.
Их некомфортное путешествие, подхлестываемое жестким нетерпением Мустафы (причины которого, связанные не только с необходимостью соблюсти традицию, своевременно будут раскрыты), является той простой и понятной сюжетной прямой, по которой движется картина. Обреченные находится вместе в замкнутом пространстве авто, рядом с разлагающимся родным телом, отец и сын то пробуют заново, на ощупь, выстроить пошатнувшиеся отношения (в том числе, с помощью банальных реплик, отмечающих очевидное), то натягивают эти отношения до предела.
Непростая история
В каком-то смысле уже этого одного достаточно для того, чтобы фильм — состоялся. Подобная повествовательная односложность, помноженная на эмоциональную, не высосанную из пальца, но подлинно жизненную глубину, была характерна и для короткометражных лент Наримана Алиева, в которых можно разглядеть проблески "Домой", — "Вернуться с рассветом" (о расставании отца и сына) и "Без тебя" (об утрате и поминовении брата). (Эти короткометражные ленты можно посмотреть онлайн).
И, в то же время, "Домой" не рискует идти этим исключительно прямым путем, то и дело размещая на скорбной магистрали 90-минутного повествования, по которой движутся двое, многочисленные драматические "ухабы" (поломку авто, проблемы на границе), или же вовсе "уводя" историю в сторону, вынуждая отца и сына взаимодействовать не только друг с другом, но и с другими — часто очень случайными — людьми.
Возможно, именно в появлении таких самоценных зарисовок (купания в реке, урока ножевого боя), которые могут показаться излишними, будто привнесенными в "Домой" из другого фильма, и проявляет себя динамика сотворчества авторов сценария Наримана Алиева и Марыси Никитюк — бурная, словно водная стихия, которая играет в ленте важную роль.
Крымскотатарская трагедия
Запущенные ими волны сюжетных перипетий оказываются весьма сильны, рискуя перевернуть и даже затопить лодку истории, но Нариман Алиев всегда находит возможность справиться с повествовательным штормом.
В этом ему помогает заданный и тщательно поддерживаемый стартовый импульс боли и страдания, тот неподъемный вес потери сына и брата, горько отмеренный героям.
Не давая забыть о нем, Нариман Алиев удерживает "Домой" на курсе трагедии. И это трагическое оказывается намного более важным и ценным, чем материальная логическая непротиворечивость, наполняя фильм несовершенным, но художественно оправданным чудесным (представителями органов власти, отказывающимися от мзды и невесть откуда взявшимся родственниками, например).
В итоге, наряду с конкретным сюжетным текстом и политическим контекстом (в его рамках судьба героев предстает судьбой всего крымскотатарского народа, вновь изгоняемого с родной земли) фильм открывает извечное, определяющее глубоко неспекулятивный и, стоит надеяться, непреходящий его характер: конфликт отцов и детей, традиции и новации, религиозного и светского.
Дуэт и два соло
Достичь этого эффекта, впрочем, было бы невозможно без достоверного воплощения "опорной" истории, в которой отношения отцов и детей показаны не ходульно и не вообще. Ахтем Сеитаблаев и Ремзи Билялов отлично справляются с этим непростым творческим заданием, пусть и используя для этого разные, соразмерные их актерскому опыту и возрасту, исполнительские подходы, чем дополнительно усиливают градус напряженных взаимоотношений героев.
Дебютант Ремзи Билялов набрасывает покров сдержанности на стихию юношеского максимализма, намекающую на возможность импульсивной истерики. Ахтем Сеитаблаев демонстрирует сдержанность иного свойства, ту, что стоит на краю и заглядывает за него, исполненную глухой волевой убежденности, намекающей на возможность безумия. Обычно он предстает на экране героическим рыцарем, но в "Домой" идет по трагическому пути короля Лира. Идет талантливо, уверенно, ни разу не оступившись.
Сергей Васильев для delo.ua